В Москве начал свою работу форум и выставка «Интеллектуальные транспортные системы России: цифровая эра транспорта»
Традиционно, ключевая площадка по обсуждению цифровой трансформации транспортного комплекса, в том числе и интеллектуальных транспортных систем собрала более 150 участников. В отличие от прошлых лет, гостей и участников форума встречали не только стенды с разработками в области цифровых технологий на транспорте, но и уже вошедшие в нашу повседневную жизнь сотрудники с градусниками для измерения температуры, а вместе с бейджами выдавались маски. Время и текущие реалии «коронавирусного» мира вносят свои корректировки во все сферы жизни, включая развитие и внедрение интеллектуальных транспортных систем. А ведь именно они позаботятся о минимизации скоплений людей на всех видах транспорта.
В рамках деловой программы форума представители Министерства транспорта Российской Федерации, ФАУ «РОСДОРНИИ», Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», холдинга «Швабе», ПАО «Вымпелком», Ассоциации «ОКО», а также представители более 20 региональных министерств и ведомств, эксперты, руководители ведущих компаний отрасли обсудили вопросы цифровой трансформации транспортного комплекса страны, развитие сети общественного транспорта, внедрение беспилотных технологий, вопросы транспортного планирования и моделирования городских агломераций и др. Одним из ключевых направлений форума стала тема реализации программы внедрения ИТС в регионах в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Деловая программа форума открылась пленарной дискуссией «Цифровая трансформация транспортного комплекса». Как ИТС Москвы помогла справиться с распространением COVID-19, какова должна быть цифровая инфраструктура автомобильной дороги, как добиться интеграции региональных и федеральных ИТС, как спад экономики отразился на планах по цифровизации транспортной отрасли и какие инструменты поддержки со стороны государства могли бы стимулировать ее развитие — то немногое, что обсудили участники «пленарки».
По словам Павла Ручьева, начальника управления регионального развития и реализации национального проекта Федерального дорожного агентства эффект от применения интеллектуальных транспортных систем огромный. Но вопросов все равно очень много.
«Мы наблюдаем несбалансированность между потребностями транспортных услуг и реальной пропускной способностью. На сегодняшний день происходит значительный рост использования личного и общественного транспорта. Действующая инфраструктура, которая должна обеспечить пропускную способность не справляется. И мы сталкиваемся с проблемами безопасности, с проблемами обеспечения грузоперевозок, качества предоставляемых услуг. Поэтому, важной задачей, которую мы ставим перед собой — это развитие интеллектуальных транспортных систем, способных помочь нам в преодолении и решении проблем пропускной способности, проблем безопасности дорожного движения, повышения эффективности логистических процессов при грузоперевозках» — отметил представитель Росавтодора.
Директор по развитию ФАУ «РОСДОРНИИ» Екатерина Брязгина отметила, что цифровая трансформация — это новые возможности, новые процессы и сервисы. Это новое, необходимое и самое главное очень эффективное.
«Для ФАУ «РОСДОРНИИ» и для всей отрасли это синергия транспортного моделирования, ИТС, систем фото-видео фиксации ПДД, систем весогабаритного контроля, всего массива информации и других систем для повышения качества, безопасности и внедрения новейших технологий и грандиозных масштабных задач, таких как введение на дороги общего пользования беспилотного транспорта» — рассказала Екатерина Олеговна.
Одним из ключевых вопросов, который не смогла не отметить директор по развитию ФАУ «РОСДОРНИИ» — вопрос экономического кризиса, который несомненно повлияет на все процессы и проекты.
«Как спад экономики повлияет на цифровую трансформацию транспортного комплекса. Но, плохо ли это? С одной стороны да — будет меньше технологических возможностей и возможностей взаимодействия с коллегами в регионах, других странах. Но, с другой стороны, для нас всех — это хорошая возможность в спокойном режиме доработки документов, методических рекомендаций по разработке документов транспортного планирования субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов и нормативно-технических документов» — уточнила Екатерина Брязгина.
В ходе пленарной дискуссии генеральный директор АНО «Дирекция Московского транспортного узла» Алексей Петров и заместитель директора ООО «Швабе-Москва» Иван Морданов поделились опытом внедрения ИТС в Москве и рассказали о перспективах развития интеллектуальных транспортных систем в регионах.
«В рамках разрабатываемой под руководством АНО «ДМТУ» Стратегии развития транспортной системы г. Москвы и Московской области на период до 2035 года подготовлен технологический прогноз внедрения цифровых и инновационных технологий в транспортный комплекс г. Москвы и Московской области» — рассказал Алексей Петров.
Как отметил руководитель АНО «ДМТУ», транспортная система Москвы считается одной из самых передовых в области цифровизации. Однако это не значит, что мы должны останавливаться на достигнутом.
«Нам нужно двигаться дальше по пути цифровой трансформации, следуя за развитием инновационных технологий и трендов в области цифровизации. Очень многое, что касательно регионов, зависит от бюджетных средств, выделяемых в субъект на тот или иной проект. Очень важно помогать регионам, внедрять ИТС на дальних межрегиональных магистралях, двигаясь по пути расширения внедрения цифровых систем на ключевые связующие коридоры» — рассказал Алексей Петров.
В продолжении пленарной дискуссии заместитель директора ООО «Швабе-Москва» Иван Морданов рассказал, что на опыте Концерна и опыте обслуживания ИТС Москвы вскрывается проблема при дальнейшем обслуживании и эксплуатации систем интеллектуальных транспортных систем в регионах.
«Мы как практики не понимаем, почему про ИТС все мы говорим исключительно на теоретическом уровне. ИТС — это огромные расходы, колоссальные средства для обслуживания систем. И для регионов — это большая проблема. Ведь одно дело установить, а другое дело эксплуатировать. И проблемы при эксплуатации интеллектуальных транспортных систем в регионах колоссальные» — рассказал Иван Сергеевич.
«Интеллектуальные транспортные системы — это многокомпонентная история, которую необходимо эксплуатировать 24/7 и тогда она действительно будет работать, будет эффективна. К сожалению, в методике по внедрению ИТС нет раздела по дальнейшей эксплуатации и обслуживанию, какие средства заказчик будет тратить и как их будет обосновывать» — отметил заместитель директора ООО «Швабе-Москва».
За исключением вышеупомянутых вопросов, на пленарной дискуссии были затронуты проблемы фото-видео фиксации нарушений ПДД, потенциала решений на базе ГЛОНАСС и интернета-вещей, а также настоящее и будущее ИТС.
По словам вице-президента Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», председателя Совета кластера ГЛОНАСС (К-57) Александра Сёмкина, мы провели предварительный анализ конкурсов, которые уже были объявлены.
«Мы видим, что каждый регион бежит по-своему и по разному понимает, что такое ИТС. И это плохо. Все прекрасно знают, что такое «железо», его можно потрогать. Но, для многих нет понимания, как его правильно внедрять, что с ним делать, какие требования на подсоединение систем и введение в эксплуатацию».
«Вторая важная проблема — это социальный эффект от внедрения ИТС в регионах. Мало кто работает в направление общественного мнения и сознания людей с точки зрения безопасности дорожного движения, качества обслуживания. Для чего в городах внедряются интеллектуальные транспортные системы и вообще цифровые технологии сами жители городов не знают и не понимают. А без социальной общественной работы, в особенности при внедрении в будущем беспилотных технологий, развитие «цифры» невозможно» — рассказал Александр Сёмкин.
Также председатель Кластера ГЛОНАСС К-57 отметил необходимость работы по развитию инфраструктуры связи, навигационных систем и технологий.
Александр Виденёв, директор компании-разработчика Sorb Group со стороны бизнеса оценил уровень внедрения и эксплуатации интеллектуальных транспортных систем.
«Неправильное распределение бюджетных средств, неэффективное использование средств при внедрении систем на дорогах — одна из проблем, которые мы видим. Происходит это от части по причине методологического и технологического непонимания руководителями субъектов и техническими специалистами правильности внедрения систем в полном объеме, квалифицированной эксплуатации. Также очень важен кадровый вопрос. Как управленческих кадров, так и технических специалистов. И эта работа должна вестись параллельно с другими процессами цифровой трансформации. Без квалифицированных кадров движения вперед не будет» — прокомментировал Александр Сергеевич.
Председатель Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «ОКО» Андрей Денисенков рассказал о важности совместимости и открытости оборудования и производителя софта в регионах.
«Вопрос совместимости и открытости оборудования и производителя софта — важный вопрос для оптимизации технологических процессов при установке систем и, конечно же для удешевления процессов. Если мы с вами приходим в регион и видим, что уже установлено какое-то периферийное оборудование то оно должно быть совместимо и иметь максимально открытую архитектуру для эффективной работы с другими модулями ИТС» — отметил Андрей Владимирович.
Подводя итоги пленарной дискуссии, модератор, президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Антон Журавлев отметил, что сегодня мы подняли весь пласт вопросов, беспокоящих как регулятора так и бизнес сообщество. Выработка новых предложений, продолжение работы по внедрению ИТС в регионах, утверждение законов и проектов, связанных с беспилотными технологиями, кадровые вопросы — те цели, которые стоят перед нами для решения задач по внедрению цифровых технологий в сфере транспорта и реализации национальных проектов.
Деловая программа форума продолжилась обсуждением насущной и активно раскручиваемой темой беспилотного транспорта. Перспективы развития беспилотных технологий на транспорте, законодательные инициативы, опыт разработок обсудили на сессии: «Подключенный и высокоавтоматизированный транспорт: ожидания и реальность».
Что делать с беспилотниками на дорогах? На этот вопрос в рамках дискуссии ответил Андрей Незнамов, исполнительный директор Центра компетенций по обработке данных для государственных органов ПАО Сбербанк, основатель Исследовательского центра «Робоправо».
По словам эксперта, регулирование — один из острых вопросов, стоящих перед отраслью при введении в эксплуатацию беспилотных автомобилей.
«Наши законы часто просто не проработаны для искусственного интеллекта или роботизированных систем. В конце прошлого века, когда были утверждены правила дорожного движения никто не думал и не предполагал, что на дороги общего пользования активно начнут внедрять беспилотные технологии. По действующим ПДД во многих странах «беспилотники» даже тестировать нельзя. Поэтому перед нами остро встал вопрос о развитии регулирования».
Также, Андрей Незнамов, рассказал о создании неформального консорциум производителей беспилотных автомобилей, в который вошли СБЕР, КАМАЗ, Яндекс при участии ГАЗПРОМНЕФТЬ, Группа ГАЗ, Аврора-роботикс, Star Line и других компаний.
«Консорциум создан в рамках поручения Президента России Владимира Путина по созданию плана развития и внедрения беспилотного транспорта в нашей стране. Он и про развитие инфраструктуры, и про развитие регулирования, и про полигоны, и про сертификацию, и создание систем VTX, и стандартизацию систем связи. В ближайшее время он будет опубликован. Наша цель сделать рывок!» — прокомментировал Андрей Незнамов.
Как прокомментировал (в удаленном режиме) участникам форума заместитель министра транспорта Алексея Семёнова, на сегодняшний день отсутствует полный комплект нормативно-технической базы. Эта проблема не только в России, но и во всем мире. Это, конечно, приоритет в работе регулятора.
«Появление беспилотных такси — в 2024 году. Это реально, особенно с учетом созданной цифровой карты движения беспилотника, постоянного контроля за передвижением всех беспилотников, а также создания нормативно-правовой базы» — рассказал директор ГБУ «МосТрансПроект» Александр Поляков.
МосТрансПроект давно активно занимается развитием беспилотных технологий. В декабре 2019 года на полигоне «НАМИ» впервые в мире прошёл международный конкурс «Зимний город», в финале которого пять беспилотников должны были преодолеть 50 километров заснеженных дорог специально созданной трассы, осложненной туманом, гололедом, «лежачими полицейскими» и пересекающими пешеходами. Институт разработал для конкурса центр координации беспилотников и электронную карту полигона.
«Умные города — это не только оцифрованная территория, но и «умная» инфраструктура. Для массового запуска беспилотников в городе, должна быть развита система обмена данных V2X (автомобиль инфраструктура) для взаимодействия беспилотников с дорожной инфраструктурой и друг с другом» — отметил Александр Поляков.
Также, Александр Поляков заявил о необходимости создания единого центра для сбора данных и управления системами.
После обсуждения развития беспилотного транспорта работу форума продолжила сессия «Комфортная городская среда: инфраструктура, мобильность, общественный транспорт». Представители ФАУ «РОСДОРНИИ», ГБУ «МосТрансПроект», ПАО «ВымпелКом», Меркатор Холдинг, «Урбантех-М» и других ведущих компаний отрасли обсудили вопросы транспортного планирования и моделирования городских агломераций, развития сети общественного транспорта, автоматизации пассажирских перевозок, а также платформы цифрового города и создание цифровой инфраструктуры сетей связи нового поколения.
Традиционно, в рамках мероприятия состоялась выставка разработок и технологий в области интеллектуальных транспортных систем и цифровых технологий на транспорте. Среди участников выставки — ФАУ «РОСДОРНИИ», Sorb Group, ООО «ТБДД», ООО «Т8», Кластер ГЛОНАСС «К57», ООО «Ольвия», АО «Минимакс-94», ООО «НЕОКОМ», ООО «ОКБ Бурстройпроект», ООО «Симикон», ООО НПО «РэйнбовСофт», Keysight Technologies. Экспоненты презентовали гостям и участникам форума новейшие разработки в области фото-видео фиксации ПДД, системы в области мониторинга транспорта, средства радиосвязи и диспетчерские системы, аппаратно-программные комплексы и др.